Эдипальный конфликт - это конфликт внутрипсихических образований, таких как:
На примере произведения К.И. Чуковского "Мойдодыр", рассмотрим становление этих внутрипсихических образований при "Эдипальном конфликте".
Начинается история с мини - катастрофы:
Одеяло
убежало, улетела простыня
и подушка, как лягушка,
ускакала от меня.
В тексте, с первых же строк звучит постельная тематика. Скинут интимный покров. Это то, с чем встречается ребенок в фаллической стадии, когда начинает осознавать свою "наготу".
Я хочу напиться чаю,
к самовару подбегаю,
Но пузатый от меня, убежал, как от огня.
"Убежал от огня" - "Эдипальный ребенок" весь горит внутренним огнем. Это огонь желания. Пробуждающаяся сексуальность является причиной хаоса, который наступает вслед за этим:
Боже, боже,
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось, Закружилось
И помчалось колесом?
Нарушен привычный порядок вещей. Ребенок встречается не " с детской историей", он начинает чувствовать то, чего раньше не чувствовал и не ощущал. У ребенка в голове сумбур, он не может понять себя, не понимает, что происходит вокруг:
Все вертится,
И кружится
И несется кувырком...
От новых ощущений и переживаний голова идет кругом.
Далее следует кульминационный момент:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой...
Явление мужского персонажа из маминой спальни многое объясняет. Очевидно, что "Умывальник" - понятие собирательное, им м.б. реальный отец, его отчим, временный сожитель матери. "Умывальник" - прообраз отца! Он воспринимается как соперник. Действует психологический защитный механизм обесценивания конкурента - "кривоногий и хромой".
А "Умывальник", в свою очередь, тоже недоволен "формирующимся мужчиной" и в бессознательной конкуренции молвит:
Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса, у тебя подносом клякса...
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки....
Мальчик становится "грязным", т.к. у него появился сексуальный интерес к матери, у него "грязные руки", т.к. он трогает свои гениталии или маструбирует.
"Умывальник" по -отечески укоряет "безобразника" и в его увещеваниях звучит нравоучительная нота:
Ты один не умывался
И грязнулею остался!
Апелляция к социуму - "ты один не совершал обряда очищения" - призвана задействовать развитие Супер - Эго! Ребенок начинает испытывать стыд и страх в своем желании.
"Умывальник" в своем обращении к мальчику, побуждает развитие общечеловеческих ценностей и использует устрашение:
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят (мужское сообщество)
И залают,и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому дадут....
В результате полученных угроз мальчик убегает "куда глаза глядят", т.к. не может справится с тем препятствием, которое у него возникло на пороге "маминой спальни".
Так гениально просто и лаконично описывается довольно сложная механика душевных движений - преследование и страх кастрации (запрет на мать), и через этот процесс мальчик приобщается к культурным нормам.
Аффект страха запускает архаичное защитное расщепление единого объекта на "плохой" и "хороший". Убегая от негативного (плохого) отцовского образа "Мойдодыра", мальчик обращается к позитивным (хорошим) критериям того же образа:
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил (защитный критерий отца)....
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.
И говорит Крокодил мальчику:
Уходи - ка ты домой,
да лицо свое умой...
У мальчика развивается внутриличностный конфликт восприятия отца (хороший - плохой = Мойдодыр - Крокодил), который приводит к формированию Супер - Эго и превращению сексуального импульса в коммунальную мотивацию чистоты и порядка. Ребенок, идентифицируясь с отцом ("Мойдодыр"), принимая социальные нормы совершает "обряд очищения" - помывки:
Мылом, мылом
Умывался без конца.
Данное действие символизирует внутрипсихическую кастрацию (формирование внутреннего запрета на мать), и такая "помывка" успокаивает, стабилизирует психику, снижает тревогу (тот хаос от чувств и ощущений, с которым встречается мальчик в эдипальный период и который описан в начале данного произведения). Вещи возвращаются:
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки...
Актуальность вопросов, связанных с полом, снизилась и можно одеться, половой вопрос закрыт. Полоролевая идентификация сформирована.
Наступает мир в семье. Эдипальный конфликт разрешается путем идентификации себя с родителем того же пола и принятием определенной социальной роли.
Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр...
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
"Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!...
Можно представить, как взрослый мужчина "целует" и "любит" мальчика (сына), но при этом наставляет:
А нечистым
Трубочистам -
СТЫД И СРАМ!
СТЫД И СРАМ!
Ритуально удваивает заклинание, в котором табуируются и подвергаются запрету инцестуозные действия и вводятся определнные социальные нормы и правила!
Вот так, на волшебной истории "Мойдодыра" аккумулируется информация о социальных нормах и правилах и организуется бессознательная передача необходимого знания!
Для написания данной статьи использовалась литература:
1. К.И. Чуковский., Дневник 1901 - 1929.,М, 1991
2. Статья И.В. Пудикова "Сублимация эдипального конфликта", Психоаналитический вестник, М., 2004
3.